ТЕОРИЯ ТРЕТЬЕГО ПОТОКА (перевод: Павел Дзыгивский)


Эскиз экономической теории, которая принимает в расчет коммерческую МИЛОСТЬ (FAVEUR)

Предлагаемый анализ выявляет третий поток, скрытый в любой рыночной экономике, обладающей надежными деньгами. Этот анализ позволяет лучше описать ситуацию, с которой сегодня часто сталкиваются в торговле и в обслуживании: коммерсанты, которые пользуются хорошим положением (место, известная вывеска, и т.д.), имеют настолько широкую клиентуру, что не нуждаются в усилиях по привлечению клиентов. Их предприятия ведут себя словно морские животные, которые “фильтруют” из постоянно поступающего потока среды свою пищу (и мы можем представить, что кораллы и медузы мало признательны этому потоку за свою добычу – планктон). Потребитель становится планктоном, чье доверие должно быть получено только до момента покупки, при активном участии рекламы (оплаченной самим потребителем).


Многие люди, возможно, думают, что экономическая теория обязательно должна быть сложной. Они, конечно, будут разочарованы, найдя здесь теорию, простую для понимания:

Сравнение позволит убедиться, что сложность экономических фактов не помешает поиску простых решений для проблем, с которыми мы встречаемся в нашей повседневной жизни.

Экология и экономика

    Экология – наука, изучающая экосистемы. В целом, экосистемы представляют собой пищевые пирамиды, в которых циркулирует химическая энергия. Живые существа присваивают себе эту энергию, потребляя тех, кто расположены под ними (я сознательно упрощаю, разумеется, это можно сказать не обо всех экосистемах – в растительных ситуация более сложная). Конечно, если химическая энергия распространяется, главным образом, без взаимности – с нижних ступеней пищевой цепи наверх, это не означает, что ничто не циркулирует и в противоположном направлении. Все биологи допускают (и господствующая теория эволюции основана на этой идее) что нечто переходит и сверху вниз, что-то вроде “информации” (но они это так не называют).

  Не случайно, что названия наук экологии и экономики созвучны. Экономические деятели производят обмен товарами и услугами по экономическим цепочкам. Эти обмены, создающие первый поток, регулируются с помощью второго потока – потока денег, который циркулирует в противоположном направлении.

    Экологический поиск – это крайне усложненное расследование. Даже в очень простой системе трудно обнаружить совокупность всех участников и измерить полноту их обменов. Но это никогда не мешало человеку практически изменять такие экосистемы, используя растениеводство и разведение скота для поддержки своего собственного существования (даже если мы можем спросить себя о прочности некоторых из этих искусственных экосистем).
    Таким же образом, сложность экономических фактов в мире не должна нам помешать обнаружить простые способы достижения большего процветания.

Эра обмена

    Любая экономическая теория должна начинаться с объяснения, что происходит в процессе обмена. Обмен – это прямой переход товаров/продуктов/услуг между двумя экономическими деятелями без посредничества денег.Следовательно, в первом приближении мы можем представить обмен как двойной поток товаров:

В действительности, обмен может иметь место только в ситуации достаточного доверия между его участниками, именно потому, что обмен редко может быть полностью синхронным.

Это “доверие” (знаем прежнее слово для доверия – “кредит”, откуда его многочисленные смыслы в экономическом жаргоне) образовано несколькими составляющими, а именно, с точки зрения каждого из деятелей:

– доверие по отношению к месту, где обмен будет совершен (достаточно высокое)

– доверие по отношению к человеку (с которым собираемся обменяться)

– доверие по отношению к продукту (который собираемся получить)

Если возвращаемся к вышеупомянутой схеме, замечаем, что она неполна, и надо ее дополнить следующим образом:

Желтые стрелки показывают предполагаемый обмен

доверием (“кредит “) между обоими участниками

    Главный недостаток прямого обмена заключается в том, что он не удобен в случае повторных и/или отсроченных обменов.

Оборот с недостаточно надежными деньгами

Исторически, монетарные способы оплаты долгое время оставались недостаточно точными (а иногда остаются такими и сейчас). Драгоценные металлы можно было смешивать с менее ценными, бумажные деньги можно было копировать с той или иной степенью сложности. Из этого следует, что денежный обмен, в его классической форме, представляет собой двойной поток:
Товары, циркулирующие в одном смысле, и деньги в другом, долго оставались, с точки зрения необходимого доверия экономических деятелей, строго эквивалентными обмену:

Оборот с надежными деньгами

В современном мире всегда есть фальшивые монеты, но, по крайней мере, в богатых странах этот риск очень невелик. В случае электронных платежей через Интернет обман также возможен, но, как правило, наша уверенность, что мы получим платеж, очень велика, если у нас на руках есть валюта или чек.

Если мы посмотрим на классическую схему сделки, мы не увидим никакой разницы, так как отношения доверия в ней не представлены. Напротив, в нашем варианте ее описания, равновесие сделки сильно нарушается:

Белые стрелки, означающие классический обмен, остаются уравновешенными,

желтая стрела оказывается одной, равновесие нарушено.

Почему?

Даже если среда стала безопасной (современные сделки редко происходят в глубине леса) и если продавец априори честен, покупатель все равно еще обязан оказывать ему доверие в вопросах цены и качества продукта, серьезности гарантий послепродажного обслуживания, и т.д. Иначе говоря, инвестиция в доверие, со стороны покупателя, остается значительной.

Со своей стороны, продавец угождает покупателю, только пока тот не оплатил. Как только электронный перевод денег осуществлен, или как только наличные деньги поменяли владельца, продавец может считать, что процесс продажи закончен. Ни в какой момент он не должен был оказывать ни малейшего доверия покупателю. Именно исчезновение стрелы доверия, направленной слева направо, приводит к нарушению равновесия:

Следовательно, наш анализ показывает третий поток – тот, который остается, когда доверие продавца исчезло, мы его назовем коммерческой МИЛОСТЬЮ. Этот поток управляем в том же смысле, что и оборот денег, и первоначально нет полного понимания того, что он может принести. Чтобы это понимать, надо признать, что деньги – поток, поддающийся учету. Они движутся в противоположном направлении от движения товаров, потому что они их уравновешивают. МИЛОСТЬ не является учитываемым потоком, это – реальный поток энергии или скорее ИНФОРМАЦИИ.

Заключение

В конце торговой сделки, предполагающей с одной стороны передачу товара или услуги, а с другой стороны, передачу соответствующих денег, люди, в действительности, не свободны.

В среде с надежными средствами платежа, каждый раз, когда покупается продукт, каждый раз, когда покупается услуга, производится скрытый перенос: покупателем перенесена милость (благорасположение) к коммерсанту. В первом приближении видно, что количество перенесенной милости пропорционально оплаченной сумме (случай аренды отличается).

Уже отмечалось, что доверие оказывалось не только по отношению к продукту, а также по отношению к продавцу и месту обмена. Из этого следует, что милость перенесена, даже если мы ничего не покупаем! Одним только своим присутствием клиент придает убедительность бутику, торговому центру, сайту Интернета, по которым он разгуливает, ничего не покупая. Этот факт эмпирически очень хорошо и давно известен коммерсантам.

У виртуального присутствия есть тот же результат, что и у физического: каждое посещение, каждый визит в такие места, как Facebook, Twitter, и других сосунов вашей милости, отнимает у вас часть ваших прерогатив как свободного индивида.
Не сознавая поток МИЛОСТИ, потребитель может действовать только как беспорядочный экономический актер. Осознание этого потока может ему позволить дойти до более высокого уровня экономического существования: СМАРТКОТ.
Пояснения переводчика:

Бойкот – техника отрицательной экономической борьбы, которая состоит в том, чтобы отказываться от того, чтобы покупать продукты некоторой фирмы или из некоторой страны. В связи с разнообразием расходов индивида, бойкот может коснуться только довольно малой доли его бюджета (хотя, покупка машины, например, представляет собой большую инвестицию).

Смарткот (неологизм Smartcott) – положительная техника, которая заключается в управлении всем бюджетом потребителя таким образом, чтобы благоприятствовать наилучшему возвращению оказанной им продавцу милости.(см. также определение в Wikipedia)

Laisser un commentaire

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Changer )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Changer )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Changer )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Changer )

Connecting to %s

%d bloggers like this: